Мастер-класс
1 апреля в нашем учреждении было проведено занятие мастер-класса для учителей истории «Увлекая – вовлекать, вовлекая – обучать! Кроссенс как приём технологии развития критического мышления». Данное занятие проводил учитель истории Рябушко Татьяна Анатольевна. В ходе занятия был представлен опыт работы учителя с приёмом кроссенс, с особенностями его применения на всех этапах учебного занятия.
Слово «кроссенс» означает «пересечение смыслов» и этот метод разработан Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко – доктором технических наук, художником и философом. Данный метод, впервые был опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения.Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Татьяна Анатольевна использует данный приём, начиная с шестого класса. Причём, если в 6-7 классах учитель самостоятельно составляет кроссенсы, то уже в 8-11 она предоставляет учащимся возможность самим составлять кроссенсы в качестве работы на уроке, или же как домашнее задание.
На мастер-классе каждый участник имел возможность не только разгадать предложенный им кроссенс, но и составить свой, персональный. В результате проведенного занятия каждый участник согласился с тем, что работа с кроссенсом отражает глубину понимания обучающимся изучаемой темы. Кроссенс способствует развитию логического, образного и ассоциативного мышления, воображения; способствует проявлению нестандартного мышления и креативности; развивает способность самовыражения. При разгадывании кроссенса развивается коммуникативные и регулятивные умения; навык работы с информацией; повышается любознательность и мотивация к изучаемому предмету.